Зеленоград
Большинство обслуживаемых предприятием маршрутов регулярного сообщения начинаются и пролегают по улицам города с красивым и звонким названием – Зеленоград.
Зеленоград – город Российской Федерации, расположенный в 37 км к северо-западу от Москвы. Население — более 215 тысяч жителей. Главный научно-производственный центр советской и российской электроники и микроэлектроники.
Административно входит в состав города Москвы как Зеленоградский административный округ (ЗелАО).
Со всех сторон окружён территорией Московской области и является самым крупным анклавом Москвы: на юго-востоке граничит с городским округом Химки, на всех остальных направлениях — с Солнечногорским районом.
Это молодой, современный, динамично развивающийся город. Датой основания города считается 3 марта 1958 года, однако он рождался не на пустом месте. На этой земле, начиная с XVI века располагались деревни и сёла, упоминание о которых встречаются на страницах писцовых книг. В них упоминаются деревни Крюково, Матушкино, Савелки, Сарафаново, Кодыево, Назарьево, Алабушево, Никольское и другие.
Под будущий город была отведена территория площадью 11,28 км² между Октябрьской железной дорогой и Ленинградским шоссе в районе 37—41 км от центра Москвы. Фактическое строительство города было начато в 1960 году.
Поначалу планировалось сделать город-спутник центром текстильной промышленности. Но в 1962 году строящийся город был передан по инициативе председателя Государственного комитета по электронной технике Александра Ивановича Шокина в ведение комитета с целью создания комплексного центра электроники и микроэлектроники, аналогичного американской Кремниевой долине, вследствие чего за городом закрепилось прозвище «Русская Кремниевая долина».
15 января 1963 года решением № 3/25 Исполкома города Москвы строящемуся населённому пункту было присвоено наименование «Зеленоград».
На следующий день, 16 января 1963 года, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Зеленоград был преобразован в город и административно включён в состав города Москвы.
25 ноября 1968 в соответствии Указом Президиума Верховного Совета РСФСР изменившего административно-территориальное деление Москвы Зеленоград в дополнении к статусу города получил статус 30-го района Москвы.
Значимые страницы истории для горожан связаны с деревней Крюково, которая в 1851году, с момента ввода в эксплуатацию первой магистрали Николаевской железной дороги, стала станцией.
В 1941 году, во время Битвы за Москву, в районе Зеленограда от станции Крюково вдоль Крюковского шоссе (ныне Панфиловский проспект) проходила линия обороны советских войск. В течении месяца героическая Панфиловская дивизия вела беспрерывные бои на подступах к Москве. Отсюда началось контрнаступление наших войск. В городе и окрестностях находится большое количество памятников Великой Отечественной войны, в том числе мемориальный комплекс «Штыки», из братской могилы которого 3 декабря 1966 года в ознаменовании 25-летней годовщины разгрома гитлеровских войск под Москвой был взят прах Неизвестного солдата и перезахоронен в Александровском саду у стен Кремля.
В 1987 году в территорию города был включён посёлок Крюково вместе с прилегающими территориями, которые должны были стать площадкой для второй очереди развития города как центра электроники. Однако в связи с распадом СССР строительство новой промышленной зоны — Центра информатики и электроники (ЦИЭ) — было прекращено на нулевом цикле, при том, что строительство жилого фонда было продолжено. Расчёт количества рабочих мест в промышленных зонах Старого города никак не предполагал появление Нового города (считалось, что работой жителей Нового города обеспечит ЦИЭ).
Условно город можно поделить на Старый и Новый город:
Старый город: (между Октябрьской железной дорогой и Ленинградским шоссе) — районы Матушкино-Савёлки и Панфиловский.
Новый город: (западнее и южнее Октябрьской железной дороги) — район Крюково.
Зеленоград — один из важнейших российских наукоградов, центр электронной промышленности, микроэлектроники и нанотехнологий. Здесь находятся Московский государственный институт электронной техники (МИЭТ), ГНЦ НПК «Технологический центр» МИЭТ, Институт проблем проектирования в микроэлектронике РАН, НИИ физических проблем им. Ф. В. Лукина, НИИ молекулярной электроники (в структуре компании «НИИМЭ и Микрон»), НИИ точного машиностроения, ГУП НПЦ «Спурт», ФГУП НПП «Оптико-электронные комплексы и системы» (НПП «ОПТЭКС»).
Также рядом с городом в посёлке Менделеево расположен Всероссийский НИИ физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ) — главный метрологический центр Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, а в посёлке Андреевка — Центральный питомник лабораторных животных РАМН.
Основные промышленные предприятия:
- «Ангстрем» — производство интегральных схем;
- «Зеленоградский завод музыкальных технологий» — производство (запись) компакт-дисков;
- «Компонент» — сборочное производство электроники;
- «Логика» — производство газов для электронной промышленности;
- «Микрон» — производство интегральных схем;
- «Нанотехнология — МДТ» — разработка и производство сканирующих зондовых микроскопов и зондовых нанолабораторий;
- «ОРГА Зеленоград» — производство пластиковых карт;
- «Протон» (экспериментальный завод при МИЭТ) — сборочное производство электроники;
- «Стелла» — производство электроламп;
- «Элакс» — сборочное производство электроники;
- «Элион» — сборочное производство электроники;
- «Элма» (филиал ОАО «МЭЛЗ») — производство фотоэлектронных датчиков;
- «Элпа» — производство пьезокерамических материалов и изделий.
В городе имеется небольшое автосборочное производство компании Volvo по выпуску грузовых автомобилей.
Городское и Междугороднее сообщение осуществляется автобусами «Зеленоградского автокомбината», «Мосгортранса» (ГУП г. Москвы), «Мострансавто» (ГУП Московской области) и нескольких коммерческих операторов, в число которых входит наше предприятие, а также электропоездами Октябрьской железной дороги.
Большая часть транспортного сообщения приходится на сообщение с Москвой и происходит по трём транспортным потокам:
Октябрьская железная дорога: от станции Крюково до платформы Петровско-Разумовское и станции метро «Петровско-Разумовская» или до Ленинградского вокзала и станции метро «Комсомольская»;
Ленинградское шоссе: от Центрального проспекта Зеленограда или станции Крюково до станции метро «Речной вокзал»;
Пятницкое шоссе: от станции Крюково до станций метро «Тушинская» или «Сходненская».
В 1987 году в территорию города был включён посёлок Крюково вместе с прилегающими территориями, которые должны были стать площадкой для второй очереди развития города как центра электроники. Однако в связи с распадом СССР, строительство новой промышленной зоны — Центра информатики и электроники (ЦИЭ) — было прекращено на нулевом цикле, при том, что строительство жилого фонда было продолжено. Расчёт количества рабочих мест в промышленных зонах Старого города никак не предполагал появление Нового города (считалось, что работой жителей Нового города обеспечит ЦИЭ). По причине кризиса Российской экономики, последовавший за распадом СССР, возник дисбаланс в отношении количества жителей и рабочих мест в Зеленограде. Это привело к внутренним и внешним транспортным проблемам, которые в настоящее время являются главными и фундаментальными проблемами дальнейшего развития города.
Внутренняя транспортная проблема заключается в том, что город, разделённый Октябрьской железной дорогой на две части, связывает всего одна шестиполосная (три полосы в каждую сторону) Крюковская эстакада (длина — 626 м, ширина — 29 м); при этом вся промышленность, все высшие и средние специальные учебные заведения, городская больница, обе подстанции скорой помощи, две из трёх пожарных станций и большая часть культурных заведений находятся в Старом городе, а, например, роддом и основная стоматологическая поликлиника в Новом. Ситуация некоторым образом улучшится не ранее конца 2009 года, когда будет закончена реконструкция старого Крюковского путепровода. Однако это не сможет разрешить проблему до конца: по расчётам дорожно-транспортных служб необходимо построить также туннель южнее платформы Алабушево и путепровод в районе платформы Малино.
Внешняя транспортная проблема, вызванная нехваткой рабочих мест, вынуждает каждый рабочий день порядка 50 тысяч жителей Зеленограда отправляться на работу в Москву на переполненных электропоездах Октябрьской железной дороги или на личном и общественном автотранспорте по перегруженным Ленинградскому и Пятницкому шоссе.
Город Зеленоград является развитым культурным и спортивным центром. В нем имеются
кинотеатры, драматический театр «Ведогонь-театр», дворец культуры, дом творчества детей и юношества, выставочные залы, краеведческий музей, детская школа искусств им. Дягилева, детская музыкальная школа № 53 им. Мусоргского, детская музыкальная школа № 71, а также множество хорошо оборудованных спортивных объектов.
Центральные части города и его окраины окружены большими массивами парков и лесов. Весьма показательны и названия улиц: Берёзовая аллея, Солнечная аллея, Яблоневая аллея, Озёрная аллея, площадь Юности.